Ужесточить наказание для так называемых зацеперов - на этом настаивают представители железной дороги. Сейчас любителям прокатиться на крыше вагонов грозит лишь небольшой штраф. Между тем, такие поездки с ветерком нередко заканчиваются трагедией. К летальному исходу может привести любое неосторожное движение.
Станция Болшево Ярославского направления. По крайней мере, один или два пассажира каждой электрички, прибывающей сюда в час пик, завершат здесь свое "турне". Молодые люди и ехали бы дальше, но руки машиниста уже крепко держат за штанины даже еще до того, как поезд остановился. Все, конечная, слезаем.
- Страшно ехать?
- Нет.
- А почему говорят, что это опасно?
- Есть такие дебилы, которые отпускают руки и падают.
- А вы умные, да?
- Да.
Такой торжественной встречи на перроне молодые люди явно не ожидали - Московская железная дорога проводит рейд в их часть с привлечением сотрудников МВД и с широким освещением в прессе.
"Сейчас будем оформлять, потом родители приедут забирать вас", - сказал сотрудник МВД.
Максимальное наказание, которое грозит им сегодня, - почти символический штраф в 100 рублей, беседа в линейном отделе и сообщение о произошедшем в школу.
"Мы уже пытались спиливать эти ручки, зеркала, но автосцепка - это один из важных элементов электропоезда. Не будет этой автосцепки - будет другая. Они ездят и на крышах - нельзя же срезать крышу", - объяснил Владимир Мягков, начальник службы корпоративных коммуникаций Московской железной дороги.
Поезда продолжают прибывать, и "урожай" снимают почти с каждого. При этом многие становиться знаменитостями вовсе не жаждут. Ловят даже там, где нет журналистов, и потом подводят к телекамерам. Пусть родители полюбуются.
- Страшно, боюсь упасть, но все равно. Я опаздывал, и хотелось побыстрее поехать.
- Но если бы упали, опоздали бы еще больше?
- Да.
- Упасть реально? И что тогда было бы?
- Смерть.
"Машинист встречного поезда сообщает другому, что на хвостовой кабине у него едут люди. Естественно, машинист останавливается и направляет помощника машиниста в хвостовую кабину, чтобы их удалить с хвостовой кабины. К сожалению, изнутри никак не получится", - объяснил Вячеслав Шибаев, машинист.
В ближайшее время наказание за такие приключения станет существенно строже - экстремальное катание будут расценивать, как незаконное вмешательство в работу железнодорожного транспорта, а там уже штрафы совсем другие.
Конечно же, абсолютный рекорд был достигнут в теплое время года. Летом, во время одного из рейдов, с поездов в общей сложности сняли 65 человек. Сейчас, когда становится холоднее, таких пассажиров будет меньше, но с наступлением даже самой лютой стужи вряд ли придется говорить о том, что это явление совсем исчезнет - ведь известно, что настоящему зацеперу все нипочем.
Первая остановка "Сапсана" - в лучшем случае в Твери. А если поезд следует без остановок - что приедет в Петербург между вагонами? Обледеневшие ручки и подножки, скорость сильно за 200 - и все это в поисках острых ощущений. Если у кого-то не получилось - ну и что, у меня получится обязательно.
"Одно неосторожное движение - это минимум калека на всю жизнь, потому что железная дорога шалостей не терпит", - продолжает Вячеслав Шибаев.
"Восемьдесят процентов падений с электрички заканчиваются летальным исходом, то есть 20 процентов удается довезти до больницы, из них выздоравливает половина. И это выздоровление не окончательное - остаются множественные деформации, чаще всего это приводит к инвалидности", - отметил Сергей Сидоров, травматолог отделения травматологии медицины катастроф НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
Катаются даже на метро. Не то, что сзади или между вагонами - это развлечение уже устарело, а спереди, прямо под носом у машиниста. В этом случае - оступись герой хоть чуть-чуть - от него останется мокрое место в буквальном смысле, причем длиной в сотни метров.
Один доехал, а двоих других совсем недавно с трудом опознали на Филевской ветке. Поезд, приходящий на железнодорожную платформу с задней кабиной без цепляющихся за нее пассажиров, - для сотрудников железной дороги сейчас это мечта. Но исполняется она далеко не всегда.
Григорий Вдовин