Жители района, а особенно г. Пушкино, наверняка задают себе вопрос, с чем связано ежедневно наблюдаемое ими и из года в год усиливающееся затруднение дорожного движения. Пушкинской городской прокуратурой проведен анализ сложившейся ситуации и сделан неутешительный вывод и прогноз на будущее. Изучение правовых вопросов позволило констатировать, что проблема связана с серьезным «провалом» в исполнении градостроительного законодательства.
Прокуратурой проведена соответствующая проверка, в ходе которой установлено, что предоставление предпринимателям под так называемую «точечную» застройку земельных участков без соблюдения норм градостроительного законодательства влечет за собой целый комплекс проблем. При согласовании проекта планировки территории не учитываются потребности граждан, заселяющих новостройки — многоэтажки в медицинском обслуживании, в детских садах и школах. Инфраструктура города также не развивается. Иными словами, если дорога может свободно «пропустить» 100 автомобилей за час, то для проезда за это же время 300 автомобилей нужно расширять дорогу или возникнет «пробка».
Также будут «работать» водопровод и канализация: если труба рассчитана на 10 кубометров воды, то 100 кубометров через нее протолкнуть сложно. Нужно увеличивать давление выше нормативного, что, безусловно, рано или поздно приведет к ее прорыву.
А ведь, казалось бы, в чем проблема? Необходимо быть просто-напросто законопослушным предпринимателем и работником администрации. Коммерсант обязан составить проект планировки территории, как указано в Градостроительном Кодексе. А работник администрации обязан действовать в интересах граждан, проживающих на территории района и согласовать только соответствующий закону документ. Как вариант возможна «продажа» администрацией подготовленного ею проекта планировки территории, купив который застройщик сможет уже на начальном этапе подсчитать прибыль от строительства. Подчеркиваю, согласовываться должен не проект планировки земельного участка, не эскизный чертеж и не иной подменяющий ст. 42 ГрК РФ документ, а именно проект планировки территории, где будут предусмотрены и стоянки, и дороги, и объекты инженерной инфраструктуры, и зоны отдыха, и т.д. При увеличении числа граждан выше нормативного в проекте рассматриваются вопросы строительства поликлиник и детских садов. Еще раз отмечаю, что только такой документ имеет право на согласование администрацией.
Планируя строительство, законопослушный застройщик все заложит в себестоимость жилья и также получит прибыль. Однако, ничего из указанного не возводится, а цена квартиры от этого не уменьшается.
В итоге на возросшее население города осталась одна детская поликлиника с работающим «на износ» персоналом и изнывающими в нескончаемых очередях больными детьми. Например, из 17 работающих врачей педиатров, 8 достигли пенсионного возраста. В отделении по обслуживанию детей и подростков из 10 штатных врачей работает 6, из которых 5 достигли пенсионного возраста. Не лучше ситуация и во «взрослой поликлинике», где из 29 «штатных» (хотя из-за возросшей численности населения должно быть 38) врачей работает 16, из числа которых, 5 постигли пенсионного возраста. Конечно, вопрос количества и качества медицинского персонала далеко не так прост. И в статье показана только одна проблема здравоохранения, вытекающая из нарушений градостроительного законодательства.
Не имея новых зданий, администрация отдела образования пытается разместить детей на имеющихся площадях. И вместо комфортных условий содержания в детских садах, производятся всевозможные «уплотнения» и создания дополнительных групп. В настоящее время в очереди на место в дошкольное образовательное учреждение Пушкинского района стоит 6272 ребенка. Причем только с 1 января 2012 года эта цифра выросла на 519 человек. Недостаток мест создает условия для различного рода нарушений закона.
Хочу подчеркнуть, что ссылка некоторых руководителей администрации на отсутствие финансирования неубедительна. Для этого достаточно учитывать строительство соответствующих объектов при планировке территории застройки.
Следует также отметить, что передача под застройку земельных участков без надлежащего оформления документации, способствует развитию у незадачливых бизнесменов чувства безответственности, граничащего с вседозволенностью. Некоторые начинают строительство без законных на то оснований и, даже продолжают его после привлечения к административной ответственности. Свежим примером является неизвестное району ООО «Юбилей», пытающееся возвести двухсекционный 9-ти этажный дом в п. Софрино на 21 сотке земли. Контакт администрации с такими «застройщиками» вызывает недоумение, поскольку их недобросовестность видна изначально. А в результате может возникнуть ситуация, когда им «не хватит» денег на окончание строительства и администрация в очередной раз откажется от муниципальной доли в имуществе, чтобы хоть как-нибудь закончить строительство. Либо будет уговаривать добросовестных и известных району предпринимателей вложить собственные средства в незавершенный строительством объект, как это было в случае с ООО «Тропос». Итогом такой деятельности будет нарушение прав очередников на улучшение жилищных условий, которых в районе около 3000 человек, тех же врачей и иных социально незащищенных слоев граждан. Администрация будет стремиться принять дом в эксплуатацию с множеством недоделок, чтобы хоть как-то «закрыть» проблему. Застройщик же будет стремиться взять дом в «управление», чтобы добросовестная управляющая компания не обязала его в судебном порядке устранить нарушения, допущенные при строительстве. И, наконец, получается то, о чем все говорят: «нарушение прав дольщиков многоквартирных домов», проблемы в сфере ЖКХ и т.п.
Пушкинская городская прокуратура много внимания уделяет указанным выше нарушениям законодательства. По каждому изложенному факту вносились представления с указанием конкретных цифр и нарушенных норм закона. По факту хищений денежных средств будущих жильцов новостроек возбуждено 5 уголовных дел (ООО «Тропос», ООО «Славяне», ООО «Мономахъ», ООО «Строймонолит», НП «ЦСР ЖКК»). Однако, получив квартиры, граждане начинают уклоняться от явки к следователю и тем самым затягивают сроки рассмотрения и без того сложных уголовных дел. Хотелось бы, чтобы жители района понимали причины ежедневно наблюдаемых ими событий и активно помогали правоохранительным органам в прекращении противоправной, а возможно и преступной, деятельности. Отдавали себе отчет, что только совместными усилиями правоохранительных органов и общественности можно спасти район от грядущего транспортного, инфраструктурного и социального коллапса.
Первый заместитель
Пушкинского городского прокурора
советник юстиции А.С. Климанов