Грубейшие нарушения норм утилизации медицинских отходов выявили сотрудники Росприроднадзора в Воскресенской больнице. Согласно правилам, использованные мединструменты относятся к категории особо опасных, а для их транспортировки необходимы спецмашины. Почему же бинты и шприцы нередко попадают на обычные свалки бытового мусора.
Воскресенская городская больница. Буднично и традиционно пакет с остатками от больничных чаепитий превращается в особо опасные медицинские отходы - класса Б. Контейнеры, которые даже раскрашены по разному, заполняются по принципу, который стоит ближе.
В обычный не опасный мусор, таким образом, попадают окровавленные бинты, шприцы и использованные капельницы. А вот станция переливания крови и лаборатория определения СПИДа - отсюда все так же попадает в общую кучу. А если мешок крепкий, то такой и выбрасывать жалко - еще послужит. При этом если показать работнику больницы специальный пакет для опасных медицинских отходов красного цвета, то выясняется, что это настоящая диковинка.
- Вам специальные пакеты не дают?
- Да откуда, у нас денег нет.
- Ваш мешочек многоразовый?
- Нет.
- А чего же вы его назад несёте?
- Мою, обрабатываю, не переживайте Вы так.
Заместитель главного врача по хозяйственной работе, увидев, что помойка стала объектом внимания журналистов - тут же велел накрыть крышкой самый опасный контейнер. Обычно ее снимают, чтобы не своровали. Но вообще, я не я, и капельница не моя.
"Я не знаю, откуда это появилось, возможно, не из нашей больницы. Очень много народу ходит", - говорит Виктор Артамонов, заместитель главного врача Воскресенской городской больницы по хозяйственным по вопросам.
Уже потом нам объясняют, что специальная машина, которая должна вывозить опасные отходы и не притрагиваться к бытовым - слишком дорогое удовольствие. Поэтому забирают всё добро разом вместе, что тоже грубейшее нарушение, но тут опять крышка мешается.
"Эти контейнеры может брать одна машина. Если эту крышку сделать, то она же будет мешаться, упираться. Уже всё это думалось 10 раз, но я что-нибудь придумаю", - продолжает сотрудник больницы.
К чему приведут конструкторские потуги заместителя врача - пока остается загадкой, а чем питаются живущие при больничной помойке собаки - тоже остается только догадываться, хотя делать этого совсем не хочется.
Вместе с сотрудниками Росприроднадзора мы посетили одну из свалок в окрестностях Воскресенска. Сразу заметили, что мусор совершенно больничного происхождения, хотя бульдозер старательно перемешал его с обычным. Быть так не должно, полигон обязан быть специальным, и с таким мусором должны работать, а не просто вываливать его в общую кучу.
"Ответственность несет, прежде всего, собственник отходов, собственник отходов - больница. Будет ставиться вопрос именно об ее ответственности. Если мы определим, что отходы именно от ее деятельности незаконно размещены на этом объекте. - А как определить? - Есть у нас способы, средства, мы идентифицируем, откуда мусор привезли", - сообщил Константин Елисеев, заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по ЦФО.
Охранник настоял, чтобы мы записались в книгу почетных посетителей свалки - начальство требует, любит видно порядок.
"Материалы по данному факту мы направили в прокуратуру, я думаю, что будет дана достаточная правовая оценка тому безобразию, которое тут происходит", - отметил Константин Елисеев, заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по ЦФО.
Деревья, которые растут рядом, сохнут, видимо, не зря, поэтому охрана, использующая резиновые сапоги, чиновнику ботинки посоветовала выбросить прямо здесь же. Настолько ядовито выглядит то, чем сочится мусорная гора.
Но проблемы, которые возникают перед районной больницей в Московской области меркнут перед вопросами, которые стоят перед национальными хирургическими центрами. Институт имени Пирогова, только за этот год здесь проведено более 11 тысяч операций.
Ежедневно это более 300-т килограмм мусора, небезосновательно считающегося опасным. Но здесь нашли способ, куда же все это девать.
- Маски, бинты, мензурки, бутылочки и скальпеля и на десерт - стекла.
Недавно в больнице приобрели специальную всеядную машину, сейчас сотрудники только учатся с ней обращаться. Тщательно пережевывая свою специфическую пищу и обдав ее паром несколько раз. На выходе она выдает безопасную сыпучую смесь, что-то типа рубленного картона. И это уже можно выбрасывать на самую обычную помойку. Мы предложили загрузить сюда ноутбук, но обслуживающий персонал отказался.
"Мы экспериментировали: жестяные банки из-под пива, кока-колы - всё перерабатывает. Ножи не рекомендуется", - говорит Андрей Пушин, инженер-настройщик оборудования компании-поставщика оборудования.
Подобную установку в скором времени придется приобретать даже заместителю главного врача - изобретателю из Воскресенска. Согласно меняющимся сейчас правилам по работе с медицинскими отходами, делать это надо будет прямо в больничных стенах, куда-либо возить их, по крайней мере, в опасном виде будет запрещено.
Такой больничный мусорожеватель - удовольствие не из дешевых, и загружать туда действительно то, что осталось после операций или крышки от тортов, решать будет специально обученный оператор.
Григорий Вдовин